Как сформировать хорошие привычки у детей

Пожалуй, только во взрослом возрасте мы осознаем силу привычки, заложенную в детстве. Благодарим наших родителей или бабушек, что приучили нас к тому или иному действию. Или напротив, в душе ругаем их, что не заложили в нас, какие-то важные привычки: читать перед сном, заправлять постель по утрам, вставать с первым звонком будильника. Ведь если хорошая привычка отсутствует, ее  место тут же занимает другая, вредная. Как говорил Шекспир, привычка может стать то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его ангелом-хранителем. Конечно, никогда не поздно приучить себя к порядку или самодисциплине, но то что заложено в детстве, то заложено основательно - это наш костяк, наш фундамент, каркас нашего характера. Привычка, по мнению Ушинского К.Д., - это рычаг и основание в воспитании характера, в образовании ума, в обогащении его необходимыми знаниями. 

Разрабатываю нашу игру-мотиватор "Хороший день", мы проштудировали горы литературы отечественной и зарубежной, посвященной формированию привычек у детей и взрослых. Провели исследование среди мам детей разных возрастов, чтобы выявить основные привычки, которые они хотели бы выработать у своих детей. Консультировались с детскими психологами. К своей игре мы собрали несколько ценных, на наш взгляд, советов, которые упрощают процесс воспитания привычек у детей и помогают избежать досадных ошибок в этом процессе. Вот эти советы:

  • Вводите одну привычку за раз. Дайте ей укрепиться, и только потом вводите новую традицию. Действие становится привычкой, когда ребенок совершает его ежедневно, самостоятельно и без принуждения.
  • В первые дни объясняйте и показывайте ребенку, как нужно делать, помогайте, если возникают сложности. Постепенно давайте больше свободы в действиях, но контролируйте процесс и результат, чтобы навык закрепился правильно. Занятие будет особенно приятным и веселым, если включить любимую музыку ребенка или выполнять его вместе (например, чистить зубы, убирать постель, завтракать).
  • Особенно важны первые впечатления от выполнения действия. Поощрение или маленькая награда дадут положительное закрепление его начинаниям.  
  • Действие, закладываемое в привычки, должно совершаться в одно и то же время, без проволочек, ежедневно и в одинаковом порядке. Проснулся, встал с кровати, сделал зарядку, почистил зубы и позавтракал. Последовательность может быть другая, но всегда одинаковая. Ведь окончание одного дела становится сигналом для начала другого.
  • Не бросайте привычку из-за смены обстоятельств (отпуск, гости у бабушки, новая смена в школе).  Ведь привычка должна закрепиться и стать потребностью.
  • Вырабатывайте у ребенка привычку к действию, а не к обстановке.  Если чистый учебный стол — это норма, но дело маминых рук, стоит ситуации на время измениться, ребенок так же быстро привыкнет к беспорядку. Привычка к обстановке очень хрупкая, привычка к действию — прочная.
  • Дети слышат глазами! Воспитывайте привычки только личным примером! Вы легко приучите ребенка читать, если сами любите проводить время за книгой. Если что-то «хромает», не стесняйтесь своей слабости, а работайте над привычкой вместе с ребенком. Стать примером для своего малыша — стимул для обоих!
  • Привычки формируются, когда возникают новые для ребенка дела, обязанности, вещи или домашние питомцы. Если вовремя не позаботиться о воспитании правильного навыка, его место займет вредная привычка.
  • Придерживайтесь спокойного, дружелюбного тона по отношению к действиям ребенка. Раздражительность и нервозность — плохие помощники в воспитании.
  • Подведите итог в конце дня, похвалите малыша или поддержите, если что-то не получилось с надеждой, что завтра все получится обязательно. Можно обсудить с ребенком, почему что-то не получилось и что надо сделать, чтобы исправить ситуацию? Об успехах можно рассказать другим членам семьи и друзьям — это отлично закрепит результат!

Поделитесь своим опытом воспитания привычек у детей. Что у вас работало, а что нет? О чем жалеете или наоборот, чем гордитесь в этом процессе? 


Яндекс.Метрика