Начинать, Изменять и Заканчивать дело – ключевые навыки успешного человека, закладываемые с детства.

Начинать, Изменять и Заканчивать дело – ключевые навыки успешного человека, закладываемые с детства. Эти навыки применимы в любом деле от самого мелкого и простого, например, в чтении книги, собирании пазла, раскрашивании картинки, до глобального: в реализации проекта, сдачи важного экзамена, изучении языка. Как в капле воды отражается весь мир, так и в маленьком деле можно увидеть, как ребенок будет вести себя в реализации более крупной задачи. Ответственный родитель старается сформировать у своего ребенка некоторые полезные привычки, которые помогут ему начинать, изменять и заканчивать дела и получать удовольствие от процесса и успешного результата.   

Начинать.

В основе любого начинания лежит мечта или желание, мимолетное: «хочу сейчас», либо отсроченное, которое относится к будущему далекому или не очень «хочу быть или стать или сделать». Далеко не все наши желания превращаются в намерение, план и действие, иначе нас бы разорвало на части. С возрастом мы научаемся их «взвешивать», наш опыт, знания окружающего мира и себя лично делают нас более избирательными. Дети более спонтанны, они пробуют этот мир на вкус, их желания могут быть очень разными и необычными, некоторые желания и намерения мы взрослые навязываем им сами, исходя из своих пристрастий. Покажите ребенку, что человек сам творец своей жизни, что мир полон возможностей. Вот идея, а вот результат! Между ними труд, усилия воли, старания, возможно, страх и разочарования, неудачи, и это тоже часть дела, но также и удовольствие от процесса, радость наблюдать изменения, предвкушение успеха. Раскройте ребенку, что все то, что сделано руками человека в окружающем мире, абсолютно все от бумаги, колеса до космических кораблей и смартфонов до того, как появиться в мире людей, было идеей в чей-то голове, не всегда понятной окружающим. Расскажите про яркие примеры из жизни знаменитых людей, которые мечтали, осмелились начать и получили результат.

С сильным желанием человеку дается и энергия для его реализации, поэтому не следует откладывать его в долгий ящик, к сожалению, энергия первого импульса имеет тенденцию со временем угасать. Здесь важно пояснить ребенку, что любое желание повлечет за собой действие, а для действия потребуются ресурсы, и прежде всего время. Время для действия нужно найти, выделить, запланировать, возможно, даже от чего-то придется отказаться. Если малыш хочет нарисовать рисунок, он справится и за полчаса, если хочет прочитать книгу, то это займет несколько вечеров по 30 минут. Поделка бабушке на день рождения займет пару часов свободного времени, а если нужна мамина помощь, то это тоже надо учитывать, уважать время других.  Помимо времени приучайте ребенка заранее рассчитывать и готовить другие ресурсы, материалы, инструменты, а также организовывать рабочее пространство. Эти элементы планирования очень пригодятся в будущем. Порадуйтесь вместе с ребенком, что он начал что-то делать, это важный момент в преображении идеи в результат.  Да, это только первый несмелый шаг, но не зря в народе ходят пословицы: «Правильное начало — половина дела», «Доброе начало — полдела откачало», «Велико дело начать: смелое начало — та же победа».

Изменять.

Делать дело, это значит что-то менять, и этот процесс представляет из себя сложное сочетание из силы воли, прилагаемых усилий, дисциплины и удовольствия от процесса и наблюдаемых изменений. Если это долгое или повторяющееся действие, требующее усилий, постарайтесь создать особую атмосферу. Дисциплина и сила воли хороши, но только на них далеко не уедешь, а удовольствие в процессе станет прекрасным топливом в реализации задуманного. Надо помнить, чем дальше от начала, тем меньше чувствуется этот первоначальный запал, тем слабее мотивация, тем более если конец еще далеко, и успех конечного результата не так очевиден. Здесь помогут милые сердцу ритуалы, промежуточные поощрения, поддержка и вера близких, привычные время и место занятия, фиксация изменений, пусть даже незначительных.  Еще важно для ребенка, да в прочем и для взрослого, долговременную и сложную задачу разбивать на небольшие понятные части. Например, изучение языка.  Здесь мы можем взять пример с древних китайцев, которые строили Великую Китайскую стену. А возводили они ее небольшими участками, то здесь, то там, которые постепенно соединялись между собой, образуя огромную по протяженности стену. Построить отдельный участок заданных параметров, увидеть результат, порадоваться, отпраздновать и строить следующий намного легче и интереснее, чем возводить невообразимую стену от начала без конца!  

Заканчивать

Есть у некоторых людей привычка - не доводить до конца начатое. Это проявляется, как в маленьких, казалось бы, незначительных делах, например, недочитанные книги, неотвеченные письма, так и в больших и значимых: нереализованные проекты, недоделанные ремонты, недоученные языки, недополученные образования. Если покопаться в памяти, окажется, что эти плохие привычки тянутся из детства. Привычка доводить дело до конца, что в малом, что в большом, тренируется в любом возрасте, но заложить этот навык в детстве значительно проще. Поощряйте детей дорисовывать рисунки, дособировать лего, дочитывать начатые книжечки, доделывать поделки. Учите малыша быть честным перед самим собой. Прививайте не затягивать, где это возможно, заканчивать быстро, даже если порой не хочется. Недоделанные дела будут отнимать энергию, как незакрытые окна в компьютере, а доделанные дадут чувство удовлетворения, маленькой, а порой и немаленькой победы, повысят самооценку, дадут уверенность в своих силах. А главное, натренированный навык доводить начатое дело до конца способствуют развитию более успешного и счастливого, удовлетворенного жизнью человека. Возникает вопрос, а все ли нужно доводить до конца? Ведь есть вещи, которые в процессе мы понимаем, что нам совершенно неинтересны. Такое может быть. Главное, чтобы такое было нечасто, и здесь важно все-таки тоже довести дело до какого-то логического конца и подумать, а почему что-то пошло не так, почему яркое желание в начале привело к такому результату. Так мы научим ребенка рефлексировать и познавать себя, а это тоже результат.

В завершении, когда ребенок видит перед собой результат своих стараний, например, готовую поделку, счастлив и удовлетворен, важно приучить его еще к одному моменту: самому убирать за собой, относить на место инструменты, выбрасывать мусор, протирать рабочее место. Если это был проект в компьютере, все нужные файлы сохранять в отдельной папке, именовать, чтобы было просто найти в будущем, удалить все ненужное,  - навести порядок и там. Важность этих действий порой недооценивается родителями, сколько раз я ловила себя на том, что сама вместо ребенка уношу на место ножницы, собираю с пола обрезки. Мимолетное желание помочь малышу, может обернуться плохой привычкой не убирать за собой, когда он будет творить в коллективе.

Удачи вам!.


Яндекс.Метрика