Учиться читать легко

Магнитная Азбука используется как пособие для обучения чтению во многих методиках и подходах.

Каждая буква представляет своего рода код, подсказывающий как должны двигаться наши язык, губы, рот, чтобы произнести нужный звук. Написанное слово - это своего рода карта произношения.

Когда мы слушаем или  произносим речь, процесс распознания или складывания звуков в слова происходит неосознанно. В нас как бы заложено распознавать смысл произнесенного, при этом не замечая отдельных звуков в словах, этот процесс происходит автоматически. Но чтение или письмо уже не являются такими естественными или легко обучаемыми процессами.

 Если вы придерживаетесь традиционного звукового метода обучения чтению (это метод от звуков к слогам, от слогов к словам, а потом к предложениям, который преподавали и продолжают преподавать как основной в наших школах, который хорошо подходит к структуре русского языка и интуитивно понятен каждому родителю), наши эксперты подобрали для вас несколько игр, в которые легко можно играть с ребенком в любое удобное время и в любом месте - дома, на прогулке, когда вы ожидаете приема в поликлинике или едете в транспорте.

1. Чуткое ухо

 Перед тем, как практиковать распознавание отдельных звуков речи, потренируйте ухо ребенка на распознание различных звуков, окружающих нас в повседневной жизни. Завяжите ребенку глаза шарфиком или платком и производите те или иные звуки, используя подручные средства (см. ниже примеры некоторых звуков, которые вы можете воспроизвести). После произведенного звука, спросите ребенка, - "Как ты думаешь, что это был за звук?". Поощряйте, чтобы ребенок не выкрикивал свои догадки, сразу после звука, а как можно более полно и развернуто отвечал на ваш вопрос. Далее вы можете производить подряд 2, потом 3, 4 различных звука, а после этого просить ребенка рассказать, что он слышал сначала и потом.

Такая игра очень захватывает ребенка, у него может возникнуть желание поменяться ролями, - завязать вам глаза и самому издавать звуки. Не отказывайтесь, это очень интересный опыт. Попросите его не повторяться, а придумать свои варианты звуков, и вы будете поражены фантазией вашего ребенка.

Примеры звуков:

хлопать в ладоши

потирать ладошки

свистеть

дуть губами

дышать носом

щелкать языком

щелкать пальцами

открывать, закрывать кошелек

шуршать листом бумаги

перелистывать страницы книги

закрыть книгу

мять бумагу

рвать бумагу

рисовать карандашом на бумаге

резать бумагу ножницами

точить карандаш

открыть/закрыть окно/ дверь/ящик

ронять на пол различные вещи

звенеть колокольчиком

переливать воду

мешать ложкой в чашке

ставить чашку на блюдце

откусить яблоко

громко жевать

включить компьютер

наживать кнопки телефона

стучать по клавиатуре компьютера

топать

барабанить пальцами по поверхности

шелестеть пакетом

 

2. Знакомство со звуками

Знакомя ребенка со звуками, начните с наиболее легких в произношении, как то "М", "С", "Т", "П" и т.д. Можете начать со звука, с которого начинается имя ребенка. Обязательно вводите гласные "А", "О", "У", "Ы", "И", "Э", куда же без них.

Не торопитесь вводить новый звук, пока вы не уверены, что ребенок как следует запомнил предыдущий. Хорошо срабатывают ассоциации в запоминании фонем, например, "З", это как пчелка гудит зззззз, "А" - это как ребенок плачет, "У"  -это ветер гудит за окном и т.п.

Разучивайте с ребенком скороговорки с тем или иным звуком, произносите скороговорки с особым ударением на повторяющейся фонеме или как бы растягивая ее. 

3. Исследователь

Вот ваш ребенок познакомился со звуком, теперь важно, чтобы он его как можно лучше запомнил. Для этого звук нужно как можно лучше исследовать, поэкспериментировать с ним. Поиграйте с ним в исследователя или следопыта. Это должна быть именно игра и не восприниматься им как занятия. На этом этапе можно вводить визуальный образ звука в виде буквы на картинке. В период знакомства с тем или иным звуком, карточка с буквой должна быть на видном месте дома, например, на холодильнике. Не показывайте ребенку все буквы сразу, а каждый день (раз в два дня или по мере освоения) вводите новую букву.

Когда вы работаете с буквами, постарайтесь все-таки произносить звук, а не саму букву, как она звучит в алфавите (например, "р", а не "эр").  Запомните, вы работаете со звуками, а не с названиями букв алфавита, которые ребенок еще успеет еще выучить.

Какие исследования и эксперименты можно проводить со звуками/буквами:

- попросите произнести звук, спросите что происходит при этом с губами, языком. Хорошо помогает зеркало. Пусть ребенок опишет этот звук, используя прилагательные. Задавайте вопросы, - "Как ты думаешь, этот звук какой? На что он похож? Можно ли его пропеть?

- поиграйте в игру: если малыш слышит изучаемый звук в слове, пусть он хлопнет в ладошки. Начните со слов, начинающихся с этого звука, потом произносите слова, где изучаемый звук в середине слова, в конце. Конечно, чередуйте со словами, где нужный звук отсутствует.

- дальше малыш может стать следопытом и отправиться на поиски предметов, названия которых начинаются с заданного звука, например в его комнате, на кухне, или на иллюстрациях в книге, журнале.

- не забывайте поиграть и с образом звука, т.е. буквой. Конечно, ее можно рисовать - на листе ручкой, на доске мелом, пальцем на запотевшем стекле, палочкой на песке, на земле. Можно делать ему своеобразный массаж - проводить пальцем по спине, как бы рисуя букву, а малыш должен угадать ее. Можно выкладывать букву из макарон, манки, скрепок, шишек и т.п. Вырезать букву из бумаги. Найти ее на клавиатуре компьютера.  

- можно давать небольшие тексты в книгах и предлагать найти, например,  все буквы "а", заодно тренировать счет и внимательность. Или, например, - "Давай, кто быстрее найдет букву "Х" на этой странице" Подмечать нужные буквы на вывесках, плакатах, в предметах окружающих нас (проем в двери - это "П", обруч - это "О", ножницы похожи на "Ф" и т.д.)

Процесс узнавания букв важно довести до автоматизма, когда ребенок при виде буквы, правильно произносит звук, практически не задумываясь. Тогда можно будет переходить к слогам. Читая слоги, а потом слова, ребенок уже не будет тратить время на вспоминание звука, соответствующего той или иной букве. Вы уже изначально закладываете высокую скорость чтения вашего ребенка.


Яндекс.Метрика